Дедушка у Насти был старенький. Ну, конечно, он не всегда был стареньким. Когда-то он был совсем молодым и участвовал в войне, но теперь, надо признать, он был стареньким. Еще когда Настя была маленькой, дедушка был бодрым, но теперь он ходил, опираясь на палочку, и курил старую трубку, которая была его трофеем с военных времен. А раньше – ах, какое было время! Дедушка часто приходил к ним в гости, да и Настя живала у него летом, и им вдвоем всегда было весело. Дедушка катал ее на спине, и при этом еще умудрялся подпрыгивать и кричать «иго-го», Настя заливалась смехом, а дедушка называл ее хохотушкой. Только однажды дедушка как-то охнул, осторожно посадил Настю на диван и стал рыться в столике. Настя спросила: «Что ты ищешь, деда?» и дедушка улыбнулся сквозь боль и сказал: «Ищу конфетки. Тут у меня должны быть такие волшебные маленькие желтые конфетки. Помоги-ка мне найти! О! Нашел!» «Покажи, дедуля,»--попросила Настя, и он показал ей их. Настя сказала: «Но ведь это вовсе не конфетки, а таблетки!», а дедушка подмигнул и сказал: «Ну, это таблетки понарошку, а по-настоящему конфетки». «О! Тогда дай и мне!» -- потребовала Настя, но дедушка хитро подмигнул: «Это конфетки только для дедушек. Вот когда станешь дедушкой, тогда и дам!» «Но я никогда не стану дедушкой!»--возмутилась Настя. «Ну, так станешь бабушкой. Ты и то уже почти бабушка – скоро 5 лет!»--серьезно сказал дед – дразнился! «И не бабушка я вовсе!»-- закричала Настя. «А кто, кошечка?» -- притворился удивленным дедушка. «Я не кошечка – я девочка, и зовут меня Настя». «Ах, де-евочка!» Дедушка засмеялся. Настя тоже захохотала. «А вот и не девочка! А вот хохотушка!»--И дедушка залился смехом вместе с Настей.
Как это было давно! Прошло уже 8 лет! Настя уже несколько лет не жила летом у дедушки, да и он что-то в последнее время к ним не приходил, а месяц назад мама вдруг сказала Насте, что им нужно серьезно поговорить. Настя заметила на мамином лице следы слез. Мама сказала: «Настя, наш дедушка… очень болен. И… ты можешь его больше не увидеть…» Настя молчала, потрясенная. «Но я обещала дедуле, -- продолжала мама, -- что ты сегодня зайдешь к нему». «Только не плачь, -- быстро сказала она. То есть… ты плачь, но не перед дедушкой. Не надо его волновать. Хорошо, Настюша?» Мама взяла дочку за руку и заглянула ей в лицо: «Котенок мой! Все будет хорошо!» Она обняла Настю и обе беззвучно заплакали.
А ближе к вечеру Настя одела сарафан и они с мамой пошли к дедушке. Когда они зашли в его комнату, Настя едва узнала деда: он был худым и очень бледным. «Привет, Настя,-- сказал дедушка и улыбнулся еле-еле. – Как дела?» «Привет, деда, --голос Насти чуть-чуть дрожал и был совсем тоненьким, -- у меня хорошо… то есть не очень хорошо… то есть…»--Настя запнулась. «Ничего, ничего, Настюша,» -- ободрил ее дедушка и стал говорить. А Настя все сравнивала свои крепкие загорелые руки с его – тонкими и бледными, свое сильное тело с его – дряблым и морщинистым, свои густые каштановые волосы с его – седыми и редкими… Грустно. Дедушка сказал: «Настюша! Ты моя хохотушка! Скоро меня не будет с вами, но я не жалею. Нет, не жалею,--он сжал губы.—Я сделал все, что должен был сделать на этом свете: я вырастил твою маму и твоего дядю, я верил в Бога, и я знаю, что он приведет меня на Небеса. Но ты остаешься тут, моя внученька, и я не хочу, чтобы ты плакала, когда меня… не станет, потому что, -- тут голос его окреп, -- жизнь стоит того, чтобы жить. И не надо одевать черное платье в трауре, потому что – пока живешь, живи! Радуйся каждому дню, ведь он для тебя! Радуйся каждой травинке: она растет для тебя! Каждому человеку рядом с тобой радуйся! И боли тоже радуйся: ведь если у тебя болит рука, значит, у тебя она есть (а ведь у некоторых ее нет), и если болит нога, значит, она у тебя есть (а ведь некоторые люди всю жизнь проводят на инвалидных колясках). И даже если болит душа, радуйся, моя милая Настя, потому что это значит, что у тебя есть душа, и ты однажды почувствуешь радость ею! За болью сумей увидеть будущую радость, а за поражением – будущую победу. И если сегодня вновь холодно – значит, лето все ближе. И если сейчас совсем темно – значит, все ближе рассвет! Да, я жил не зря, Настюша, потому что я накопил кое-что в своей душе, и сейчас передаю это тебе. Запомни мои слова, и я верю, что в будущем ты не раз обопрешься на них в трудную минуту. Запомни: жизнь стоит того, чтобы жить! Я тебе завещаю это!» Настя слушала, глотая слезы, но дедушка больше ничего не говорил. «Заснул,--тихо сказала мама.—Пошли». И они пошли домой.
Скоро дедушки не стало. Вначале Насте было очень тяжело, но через несколько месяцев она уже привыкла, что дедушка ушел в другой, Светлый Мир. Однако его слова, его жизненная мудрость остались жить в ней. Праздничным разноцветным салютом, нежной радугой и ярким солнцем в ней звучали его победные слова: «Жизнь стоит того, чтобы жить!!!»
Ольга,
Молдова
Просто читайте, и если Вам это доставит каплю удовольствия, я буду просто счастлива.
Прочитано 8885 раз. Голосов 6. Средняя оценка: 4,5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Мир тебе, Ольга! Спасибо за хорошее произведение. Твой "Дедушка" особенный -- он умирал с оптимизмом, с верой в грядущую жизнь. Это главное! Комментарий автора: Я рада, что вам понравилось! Спасибо за добрые слова!
bekchi
2007-08-31 19:46:53
спасибо!
александр сорокин
2009-11-28 16:46:20
Да, жизнь стоит того, чтобы жить. Это правда. Но существуют разные судьбы, среди которых и судьба Иова Ветхозаветного. Надеяться стоит только на Бога.
Натка
2011-07-29 11:39:04
Спасибо:) ведь вправду, чем темнее, тем ближе рассвет...
Конец комедии - Светлана Капинос Наш ответ Чемберлену, в смысле Константину, на его "Возвращение с острова" http://www.proza.ru/texts/2008/01/09/238.html
Вместо того чтобы готовиться к экзамену по «Христианской теологии», я всё воскресение убила на этот рассказ! (Костя, ты виноват, если я не сдам!)
«Нате, ешьте плоть мою…»
Выкладываю, как есть, без шлифовки, ибо некогда мне. Любуйтесь: вот он, с ещё необрезанной пуповиной, в кровях и водах.
Надеюсь, что румяные критики мои будут довольны справедливым возмездием!
(Да, зачёт я успешно сдала – по латыни, коей поверхностным знанием не преминула воспользоваться!)